Описание работы этой системыЕGR (Exaust Gas Recirculation)- система рециркуляции отработавших газов. Из названия понятно что при своей работе данная система возвращает часть отработавших газов из выпускного во впускной коллектор.
В случае наличия турбокомпрессора (ТКР) патрубок EGR отходит от выпускного коллектора перед турбиной, т.е. в области повышенного давления выхлопных газов, а подходит во впускной коллектор. Многие задают вопрос, "как же тогда выхлопные газы идут из выпускного коллектора во впускной при наличии ТКР, если он (ТКР) создает достаточное большое давление во впускном коллекторе, и по идее ведь тогда нагнетаемый воздух должен идти в выпускной коллектор из впускного, а не наоборот". Ответ прост- мы забываем, что КПД ТКР существенно меньше 100% и, соответственно, давление в выпускном коллекторе перед ТКР всегда будет больше, чем во впускном коллекторе.
Основная задача системы - снижение токсичности выхлопа в определенных режимах работы двигателя, алгоритмы разных моделей и типов двигателей могут различаться, но в целом идея такова- выхлопные газы частично заменяют воздух и тем самым появляется возможность уменьшив подачу топлива снизить температуру в камере сгорания и самих выхлопных газов. Следствием этого является, в частности, существенное уменьшение содержания окислов азота NOx в выхлопных газах.
В общем ничего сложного, но только почему-же данная система так усложняет жизнь?
Прежде всего рассмотрим состав системы:
1) основная часть - клапан EGR. Обеспечивает перепускание газов из выпускного во впускной коллектор. По причине постоянного контакта с раскалёнными газами - наименее живучая часть системы. Основная, она-же и самая главная неисправность - негерметичность. В разных модификациях системы EGR может управляться как электрически так и пневматически (основная масса автомобилей, в том числе и VW T4 и T5).
2) соленоид EGR (электро-вакуумный преобразователь, расположенный в Т4 над расширительным бачком). Применяется в системах с пневматическим управлением клапаном. Основная неисправность та-же что и для клапана - негерметичность и на работе двигателя сказывается одинаково так-как в результате мы тоже получаем либо всегда открытый, либо всегда закрытый клапан EGR.
3) датчик положения штока клапана EGR / датчик степени открытия клапана EGR (устанавливается далеко не на все автомобили).
4) блок управления двигателя.
Разные системы могут иметь различный набор компонентов , но общее - это клапан EGR. Рассмотрим как его неисправности сказываются на работе двигателя. Основная неисправность это негерметичность и она обеспечивает подсос дополнительного кол-ва выхлопных газов во впускной коллектор.
Как результат мы имеем :
- В двигателях с расходомером воздуха (MAF-сенсор) - обеднение топливной смеси вызванное присутствием неучтённого MAFом воздуха, содержащимся в выхлопных газах.
- В двигателях с датчиком давления (MAP-сенсор) - обогащение топливной смеси вызванное увеличением давления во впускном коллекторе.
- В двигателях использующих оба способа контроля за количеством воздуха (из-за значительной погрешности MAF-сенсора при низком потоке через датчик) мы имеем обогащение на холостом ходу и резкое обеднение на переходных режимах (Японские автомобили - ярчайшие примеры).
И во всех случаях из-за снижения количества кислорода в поступающем в двигатель воздухе, нарушается горение топливной смеси в цилиндрах двигателя. В общем зависимость очень сложная и по этому неисправность системы EGR на разных моделях автомобилей проявляеся по разному. Большое значение имеет количество поступающих во впускной коллектор отработавших газов (т.е. величина открытия клапана EGR), общее состояние двигателя (износ свечей зажигания, проблемы топливного насоса или забитость топливных форсунок...), частота вращения и нагрузка на двигатель.
Вам интересно как состояние топливной системы влияет на симптомы неисправности? Дело в том, что любой блок управления двигателем имеет программу, по которой он стремится стабилизировать частоту оборотов холостого хода и состав топливной смеси. Причём величина регулирования степени открытия/закрытия исполнительного механизма системы регулирования оборотов холостого хода и длительность времени впрыска имеют вполне понятные пределы. Когда блоку управления удаётся стабилизировать холостой ход, на переходных режимах он не справится с необходимой коррекцией состава смеси, так-как нажатие на педаль акселератора приведёт к возрастанию давления в выпускном колекторе и увеличению количества поступающих во впускной коллектор отработавших газов, которые не содержат необходимого для горения кислорода. На данном этапе всё это будет ухудшать разгонную динамику автомобиля, возможно появление провалов и рывков при движении. Но дальше картина неисправности будет менятся.
Дело в том, что раскалённые газы взаимодействуя с маслянным туманом во впускном коллекторе (он там берётся из системы вентиляции картера, присутствуют пропуски масла лабиринтными уплотнениями ТКР и т.д.), приведут к усилению нагарообразования на внутренних частях коллектора, отложению нагара на впускных клапанах ,повышенному загрязнению наружных частей распылителей топливных форсунок и появлению копоти на изоляторах свечей зажигания. Всё это скажется на пусковых характеристиках двигателя и нестабильных оборотах холостого хода, причём возможно как дёрганье и пропуски зажигания, так и плавание оборотов. При резком нажатии на газ возможно появление вспышек во впускном коллекторе. Если на данной стадии не обращать внимание на автомобиль, то очень скоро холостой ход пропадёт совсем, или его величина превысит все допустимые пределы. А на машинах с АКПП высокая величина холостого хода очень быстро приведёт к поломке коробки. Что с этим делать?
В руководствах по ремонту и техническому обслуживанию написано что система EGR имеет ограниченный ресурс. В идеале необходима замена всех компонентов системы при определенном пробеге. Что-же делать тем, кто не может позволить себе приобретение дорогостоящих компонентов, или не имеет возможность приобрести нужные запчасти. Совет один - своевременное обслуживание системы позволит продлить срок её службы. Что в ней можно и нужно обслуживать ?
Во первых сам клапан EGR. В нём нужно очистить седло и шток клапана для обеспечения плотного закрытия и свободы хода клапана. Для этого очень удобно использовать жидкость для очистки карбюратора в аэрозольной упаковке. Однако будте внимательны, попадание жидкости на диафрагму может вызвать её разрушение, так как входящие в аэрозоль вещества разлагают резину.
Во вторых - соленоид EGR (при его наличии). Как правило содержит маленький фильтр для защиты вакумной системы от попадания в неё грязи. Именно этот фильтр необходимо очистить. Приблизительно раз в 200000 км на дизельных автомобилях рекомендуется снимать впускной коллектор и как следует очищать от образовавшегося нагара, который может существенно уменьшить проходное сечение и вызвать нехватку воздуха даже при исправно работающием ТКР, что приветед к потере динами и повышению расхода топлива.
Ну вот и весь список элементов нуждающихся в переодическом техническом обслуживании. Кстати именно такое обслуживание способно вернуть к жизни многие системы. Многие - но не все.
Можно ли отключить систему и нормализовать работу двигателя? Можно, но далеко не на всех моторах. Вполне достаточно вырезать из металлической пластины прокладку под клапан EGR не прорезая отверстия для прохода газов. Внимательно посмотрите на клапан, если шток выступает за посадочную плоскость, отверстие под ним сделайте обязательно. Сразу хочется огорчить владельцев дизелей TDI- ЭБУ "видит" по показаниям датчика массового расхода воздуха (ДМРВ, расходомер), что несмотря на поданное управляющее воздействие на открытие клапана, расход воздуха через воздушный фильтр не упал, и ЭБУ соответствующим образом корректирует подачу топлива а также, иногда, угол опережения впрыска топлива. Вообще, существует мнение, и мы его поддеживаем, что все штатные системы автомобиля должны исправно функционировать, тем более системы управления двигателем.
www.carsoft.ru
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.
Скайп dronho1