ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Шины и диски
Шины вносят очень существенный вклад в хороший характер движения автомобиля и тем самым в активную безопасность вашего авто: каркас, смешанная резина, силиконовые добавки и рассчитанный компьютером шинный профиль делает колесные шины высокотехнологичным продуктом. Опорные поверхности размером с почтовую открытку на каждом из четырех колес несут вашу машину не разбирая дороги, принимают на себя все мелкие удары дорожного полотна и передают в свою очередь все приводные, тормозные и центробежные силы. При средней нагрузке радиальные шины на вашем авто могут выдержать примерно 30 000–50 000 км на передних колесах и около 40 000–70 000 км на заднем мосту. Конечно, если ваш авто перемещается преимущественно на спринтерских дистанциях, то замена шин – независимо от остаточной высоты рисунка протектора – самое позднее, произойдет через семь–восемь лет. За этот период грязь, воздействия окружающей среды, внутренние процессы старения и не в последнюю очередь солнце так действуют на шины, что они больше не могут уверенно и надежно исполнять свою работу. Здесь можно довериться выглядящему новым подержанному запасному колесу, однако восстановленный внешний вид – лишь фасад, за которым скрывается опасный возраст.
Диски
Размеры дисков, согласно нормам, задаются в дюймах. Например, обозначение 6 1/2j x 16” указывает на то, что глубокий диск имеет ширину 6,5 дюймов и диаметр 16 дюймов. Буква j определяет форму боковой закраины: чтобы лучше сидели шины, на посадочной полке диска находится округлое возвышение (хамп). Оно препятствует тому, чтобы при быстрой езде на вираже борт покрышки не сполз с посадочной полки в глубокий диск.
Важнейшие параметры шины
На боковой стенке шины выгравированы ряд цифр и букв, которые являются для специалистов кодированной визитной карточкой. Большинство водителей в первую очередь интересует формат шины. Например, 205/55 r 16 означает, что это сечение шины имеет ширину 205 мм. Второе число определяет соотношение высоты и ширины шины. В данном примере это отношение составляет 55%. Чем меньше это отношение, тем ниже и шире шина. Буква r определяет тип радиальной шины, число после этой буквы (16) задает диаметр обода в дюймах.
Многослойная внутренняя жизнь автомобильной шины
1 — протекторы: профиль и состав смеси оказывают влияние на качество,
2 — База: снижает сопротивление качению,
3 — Нейлоновый бандаж подкачки: повышает пригодность для высоких скоростей,
4 — Стальной кордовый слой: повышает стабильность движения,
5 — Каркас: основа для удерживания формы и прочности шины,
6 — Внутренний сердечник: герметичный внутренний слой заменяет камеру,
7 — Боковая часть: защищает каркас от повреждений,
8 — Наполнительный шнур: поддерживает точность управления и движения,
9 — Сердечник: заботится о прочной посадке на обод,
10 — Усилитель борта покрышки: для точной управляемости и высокой стабильности движения.
Визитная карточка: характеристики шины на боковой стенке.
При покупке шины обращайте внимание на спецификацию, тем самым новые шины будут согласованы с ободами.
Синоним больших скоростей – прописная буква после последней цифр
Заглавная буква после последней цифры обозначения шины на ее борту указывает на максимально допускаемую скорость вращения шины. Шины 205/55 r 16 с кодовой буквой s предназначены для максимальной скорости 180 км/ч, с буквой t соответственно до 190 км/ч. Для максимум 210 км/ч пригодны шины с буквой h. Стандартные m+s-шины с буквой q работают до 160 км/ч.
dot-номер указывает на возраст шины
На фактическую дату изготовления шины указывает вам dot-номер, размещенный на боковине покрышки. Начиная с 1990 г., позади этого числа устанавливается малый треугольник. Например, номер 1500 означает, что эта шина была изготовлена на 15 неделе 2000 г. Новые шины с датой изготовления с 01 октября 1998 г. должны иметь на своей боковине код проверки ЕСЕ.
Если треугольник отсутствует, то шина изготовлена до 1990 г. Любой код проверки гарантирует, что данная шина согласно своему типу соответствует стандарту качества Европейской экономической комиссии (ece-r 30). Если на вашем автомобиле шины имеют dot-номер выше 408 – но без ЕСЕ-знака качества – можно ездить без общего рабочего разрешения.
Знак качества распознается по большой букве e и номеру страны изготовления, например, 1 –- Германия, 4 – Голландия.
Зимние шины – профессионалы при ветре и непогоде
Уже на осенних дорогах зимние шины на вашем авто – это неоспариваемый первый выбор, ибо на снежном или ледяном покрытии зимние шины ведут себя несравненно более надежно. Собственно, почему? Их опорные поверхности состоят из резиновой смеси с высокой долей натурального каучука. Этот специальный состав резины на сырой и скользкой дороге и при температурах ниже семи градусов С обладает лучшим прилипанием, чем стандартные летние шины. Основным условием для хорошей передачи тормозных и моторных усилий на дорогу является наличие рисунка протектора глубиной как минимум четыре миллиметра – меньшая глубина не разрешается и тем самым исключает такую шину для применения на зимних дорогах. Зимними шинами одного производителя следует оснащать в любом случае все четыре колеса – при этом комбинация из летних и зимних шин может стать достаточно опасной.
Устанавливать лучше на собственные диски – зимние шины
Хорошие зимние шины не должны быть широкими: минимально допустимый формат шин вполне достаточно иметь на вашем авто. Кроме того, узкие шины дешевле роскошных широких шин: лучше вложить сэкономленные на широких пневматических шинах деньги во второй комплект подходящих дисков – перемонтаж шин весной и осенью со временем становится все дороже, чем этот второй комплект дисков. Обычно после каждого монтажа следует выполнять балансировку колес. Повысьте давление в зимних шинах на 0, 2 бара по сравнению с летними шинами. Если максимальная скорость ваших зимних шин ниже обычной скорости движения вашего автомобиля, то для напоминаний приклейте соответствующую наклейку в поле вашего зрения на приборной панели. Ваш продавец шин имеет в запасе такую наклейку. Впрочем, дружелюбные продавцы шин или работники сервисных служб могут квалифицированно подкачать ваши шины до ближайшей замены за небольшую плату.
Сравнение тормозных путей летних и зимних шин без АБС.
Сравнение тормозных путей летних и зимних шин с АБС.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Это сбережет ваши шины
* Двигайтесь самое большее со скоростью, которая допускается для ваших шин. Это в первую очередь относится к m+s-шинам категории q (160 км/час). Более высокий темп движения вызывает больший износ, в наихудшем случае – разрыв шины.
* Избегайте максимальных скоростей, если автомобиль сильно нагружен. Проводите контроль их нагрева: если шина теплая, можно не опасаться. Сильно нагретая резина является сигналом тревоги: чаще всего причиной этого может быть низкое давление в шине или поврежденный каркас покрышки. В этой ситуации не осмеливайтесь с такой шиной продолжать движение, по меньшей мере, не столь долго, до того момента, когда специалист по шинам проверит каркас на возможные повреждения.
* Если движение по автомагистрали часто совершается с высокой скоростью: установите шины, индекс скорости которых на класс выше указанного в паспорте на автомобиль (например, t вместо s).
* Обращайте внимание на то, чтобы при парковке бордюрный камень не поцарапал края шин. Переезжайте через бордюрный камень или порог только медленно под прямым углом.
* Увеличьте давление воздуха в своих шинах в общем на 0,3 бара – это сэкономит топливо и не повредит шинам.
Правильно заменять колеса
Если при первой смене шин вы используете восстановленное запасное колесо, то на этом сэкономите наличные деньги. Но при условии: это изделие должно иметь тот же профиль. В этом случае приобретайте к нему шины и оснастите ими весь мост. Пробег ваших шин, впрочем, можно также увеличить: регулярно заменяйте с одной стороны автомобиля колеса переднее на заднее, но ни в коем случае не перекрестно, то есть противолежащие. Тогда ваши шины будут изнашиваться более равномерно, и на ближайшей перепродаже вы представите свой автомобиль со свежими подметками. Недостаток этого подхода: при замене через короткие километровые интервалы на протекторах шин могут не столь четко проявляться возможные дефекты в колесных подвесках, рулевом механизме и амортизаторах. При замене шин всегда обращайте внимание в целом на то, чтобы мосты были оснащены попарно шинами одного производителя, одинакового рисунка протектора с примерно одинаковой датой изготовления (+/- 1 год).
(Автомобильный сайт © automn.ru, 2008)
------------------------------------------
обозначения:
LI/SI - индекс грузоподъемности / индекс скорости
RF - усиленная
XL - увеличенная грузоподъемность
FR - защита дисков
ML - защита боковины
SSR - Self Supporting Runflate - самоностная резина
-------------------------------
Индексы
Грузоподъемный индекс
50 190 kg
51 195 kg
52 200 kg
53 206 kg
54 212 kg
55 218 kg
56 224 kg
57 230 kg
58 236 kg
59 243 kg
60 250 kg
61 257 kg
62 265 kg
63 272 kg
64 280 kg
65 290 kg
66 300 kg
67 307 kg
68 315 kg
69 325 kg
70 335 kg
71 345 kg
72 355 kg
73 365 kg
74 375 kg
75 387 kg
76 400 kg
77 412 kg
78 425 kg
79 437 kg
80 455 kg
81 462 kg
82 475 kg
83 487 kg
84 500 kg
85 515 kg
86 530 kg
87 545 kg
88 560 kg
89 580 kg
90 590 kg
91 615 kg
92 620 kg
94 670 kg
96 710 kg
98 750 kg
100 800 kg
102 850 kg
104 900 kg
106 950 kg
107 975 kg
108 1000 kg
109 1030 kg
110 1060 kg
111 1090 kg
112 1120 kg
113 1150 kg
114 1180 kg
115 1215 kg
116 1250 kg
117 1285 kg
118 1320 kg
119 1360 kg
120 1400 kg
121 1450 kg
122 1500 kg
123 1550 kg
124 1600 kg
125 1650 kg
126 1700 kg
127 1750 kg
128 1800 kg
129 1850 kg
130 1900 kg и более
Скоростной индекс
G 90 km/h
J 100 km/h
K 110 km/h
L 120 km/h
M 130 km/h
N 140 km/h
P 150 km/h
Q 160 km/h
R 170 km/h
S 180 km/h
T 190 km/h
H 210 km/h
V 240 km/h
W 270 km/h
Y 300 km/h
ZR > 240 km/h