ЭКСПЕРТИЗА «ПРИСАДКИ» В МАСЛО: ВИАГРА ДЛЯ МОТОРА
Автор: Украина ЗА РУЛЕМ
Опубликовано в № 9/2006
УНИКАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЕДАКЦИИ: 700 СТЕНДОВЫХ МОТОЧАСОВ, ВОСЕМЬ ДВИГАТЕЛЕЙ,ТРИ ТОННЫ ТОПЛИВА, ТЫСЯЧИ ЦИФР ПРОТОКОЛА!
Что делать, когда старость уже стучит в дверь, а все еще чего-то хочется? По слухам есть два выхода - обратиться исключительно к духовной жизни или отправиться в аптеку и купить эдакое «молодильное яблочко»: откусил - и вновь цокаешь копытами… Мотор - существо живое, но вместо духовных увещеваний гораздо чаще ему предлагают именно «автовиаг-ру». Вот ей и займемся.
СТАРОСТЬ -НЕ РАДОСТЬ…
Что такое «старость» для двигателя? Начинает пошаливать сердечко - цилиндропоршневая группа.
Объем цилиндра растет, а на всех рабочих поверхностях появляется сеточка старческих морщин, в умной литературе называемых «дефектами трения». За сердцем мотора следует и его двигательная система - коленчатый вал и шатуны. Кроме того, прогрессируют тромбозы, вызванные различными отложениями… И если машинка - трудяга, живущая по принципу «маленькая грязь - не грязь, а большая сама отвалится», то отложений в двигателе будет много. А это - и гипотония масляной системы, и тромбоз карбюратора (или инжектора, что значительно серьезнее), и постоянно повышенная температура. Наконец, это всякого рода тяжелые травмы - усталостные дефекты и разрушения деталей, не выдерживающих тяжких условий (тепловые потоки, давление газов и т.п.)… И, как неизбежный результат, - старческая слабость, капризность и слабоумие, несварение топлива, метеоризм выпускной системы и, извините, импотенция мотора…
ХИРУРГИЯ ИЛИ ТЕРАПИЯ?
Хирургия, связанная с пересадкой новых органов, - это дорого, долго и страшновато. А вот таблетки и порошки мы любим… Загнать лошадку до пены изо рта, а потом за три копейки попробовать ее поднять - заманчиво. Но уж если не получается - сразу претензии к производителям: мол, не работает эта ваша бурда совсем. А потому и вся автохимия - мыльный пузырь! Однако же, хватит философии -давайте что-нибудь проверим!
Что проверять? Сейчас на рынке можно насчитать более трех десятков так называемых присадок к маслу. Мы уже объясняли (УЗР, 2006, № 3), что такая терминология неверна, однако имя прижилось. А вот где и как их проверять? Присадки - это вам не шаровые или свечи: ГОСТов на их испытания нет. Как нет и каких-то специализированных лабораторий для испытаний подобной автохимии. В результате нам повезло: работу взялся провести «авторитет» - Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов в Санкт-Петербурге. Чтобы полученные им результаты не вызвали сомнений, решили использовать методику, применяемую Центром при проведении процедуры добровольной сертификации подобных препаратов.
Задачу сформулировали так: выяснить, насколько эффективны препараты для лечения больных моторов. Есть ли противопоказания? Или побочные эффекты? И, конечно же, проверить реальность рекламных обещаний: роста мощности, снижения расхода топлива, очищения выхлопа и т.п. Сложность работы заключалась в том, что препараты, как правило, имеют различные механизмы действия. К примеру, одни надо постоянно держать в двигателе, дру-
гие вводят туда только на период обработки. У одних заявлен более выраженный противоизносный и антифрикционный эффект, у других - восстанавливающий, у третьих - все вместе. Одни обещают мгновенный эффект, другие - через 1500, 5000, 100000 км пробега. Кроме того, лечить-то надо больной двигатель, а найти даже двух абсолютно одинаковых больных практически невозможно…
Действовать решили так. Препараты будут соревноваться как бы сами с собой, точнее - со своей рекламой, а мы посмотрим, как они работают, что дают и могут ли быть потенциально опасны для двигателя. Сравнивать же будем не один препарат с другим, а состояние двигателя до и после цикла обработки, предписанного производителем каждого «снадобья».
ЧТО И КАК ПРОВЕРЯЛОСЬ?
Для испытаний каждой присадки использовали свой, отдельный двигатель ВАЗ-2108! Пробег каждого - за 100 тыс. км. Двигатели были разобраны, дефектованы и обмерены. Кроме того, все поршневые кольца были раскоксованы, канавки в поршнях почищены. Но - и это главное! - износ деталей остался прежним. Все поршневые кольца и вкладыши были взвешены на аналитических весах, а начальное состояние рабочих поверхностей - сфотографировано.
После этого двигатели собрали, прикатали на стенде, после чего провели полную их диагностику - замерили герметичность ци-линдропоршневой группы, мощность двигателя и его механических потерь, расходы топлива, токсичность отработавших газов, давление и температуру масла на режимах так называемого универсального цикла испытаний, то есть комбинации режимов городского и шоссейного циклов эксплуатации. Все это делалось, естественно, на моторном стенде.
Итак, первая страница нашей медицинской карты двигателя заполнена. Результат - все движки живы, но условно. Диагностировалось снижение мощности, повышенные расходы топлива и токсичность. Давление масла и компрессия, конечно же, были пониженными. А дальше - все, как доктор прописал: ввели, покрутили на холостых и поехали согласно инст-
рукции. Где надо, добавляли лекарство или меняли масло… По ходу «заезда» наблюдали изменение клинической картины, проводя контрольные замеры через каждые 200 км (во временном эквиваленте, естественно). А по окончании пробега - новый цикл замеров, разборка двигателя, его дефе-ктовка, взвешивание деталей.
Поскольку разные присадки требуют различного времени для
достижения максимального эффекта, в зависимости от препарата катались от 2000 до 8000 км.
СРЕДСТВА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ
Для испытаний решили взять препараты, которые, с одной стороны, больше других на слуху, а с другой - представляют собой определенный класс со своим принципом работы. Подробности - в Нашей справке.
Каждую группу представляли два участника. От «геомодификаторов трения» были приглашены украинский состав «ХАДО» и «синтезатор металлов» по имени «ФОРСАН», представленный одноименной московской компанией. Из партии «кондиционеров металла» взяли составы SMT-2 и «РЕНОМ», предлагаемые на рынке компанией «AGA». Из группы реметаллизантов были приглашены составы «Ресурс» питерской компании «ВМП-Авто» и швейцарский Metalyz-6. Ну а из сравнительно редкой группы так называемых «слоистых модификаторов» отыскали опять же питерский восстанавливающий «СУРМ» и немецкий Liqui Moly. Итого - восемь составов, восемь двигателей, много бочек 95-го бензина и 50-литровая бочка моторного масла - обычной лукойловской минералки, причем «пожиже» - 10W30. Это сделано специально - ведь модифицировать будем поверхности трения, а именно на маловязком масле эффект должен быть посерьезнее… Так что заранее дадим присадкам некоторую фору.
УТРАЧЕНЫ ЛИ ИЛЛЮЗИИ?
Сразу обрадовало то, что после обработки полуживых двигателей ни один из них не отправился в «морг». Это уже неплохо… Правда, при этом ни один из них не обратился в новорожденного младенца, но каждая присадка в чем-то помогла: некий терапевтический эффект очевиден. А по-
скольку каждый из составов работал по-своему, нам удалось выявить как особенности технологии их применения, так и некоторые противопоказания. Подробности - в комментариях по конкретным препаратам.
Тех, кто ожидает от нас оценки типа «да - нет», разочаруем: ее не будет! Наши исследования носили слишком серьезный характер, чтобы делать всеобъемлющие выводы по результатам одиночных испытаний. Однако ясно следующее: в большинстве случаев определенный положительный эффект восстановления имеет место. Но роста размера деталей не обнаружено НИ У ОДНОЙ ПРИСАДКИ! Эффект восстановления получился в результате очистки двигателя и его масляной системы, а также некоторого «подлечива-ния» его поверхностей трения. Пояснения - в Нашей справке.
Очевидно, что сама технология применения присадок должна быть различной для двигателей с различной степенью износа.
Синтезатор металлов
«ФОРСАН» Производитель – ЗАО ХК «ФОРСАН»,Москва, Россия
• Способ применения
Добавление в заданной пропорции в моторное масло. При смене масла - повторное добавление.
• Что обещано?
Увеличение мощности, облегчение пуска двигателя, увеличение интервалов между регулировками, уменьшение шума в салоне, уменьшение температуры и темпа загрязнения двигателя. Снижение расхода топлива до 10%, расхода масла на угар, увеличение срока службы масла до 30%, снижение затрат на регулировку цепи и клапанов, увеличение срока службы в 2-2,5 раза. Снижение токсичности выхлопа, продление периода «малой токсичности», уменьшение засорения окружающей среды.
• Что получили при испытаниях? Рост компрессии в среднем - на 0,2 кгс/см2. Изменение мощности двигателя - в пределах погрешности измерения. Изменение расхода топлива - в пределах погрешности измерения. Изменение токсичности по усредненному показателю - в пределах погрешности измерения. Изменение размера деталей - не обнаружено. Снижение давления масла на 17% до замены фильтра, сохранение давления в пределах погрешности измерения - после замены. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 8,8%.
• Что не понравилось? Замечаний нет.
• Общее мнение о результатах испытаний
Ни лучше, ни хуже практически не стало.
Восстановитель компрессии двигателя внутреннего сгорания «СУРМ» Производитель – ООО «ПИОТР», Санкт-Петербург, Россия
• Способ применения
Добавление в заданной пропорции в свежее моторное масло.
• Что обещано?
Увеличение срока службы двигателя, восстановление изношенных пар трения двигателя, повышение компрессии в цилиндрах до 5%, увеличение эффективной мощности до 3%, снижение расхода топлива до 3%, снижение мощности механических потерь до 6%.
• Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем по всем цилиндрам на 0,3 кгс/см2 в середине цикла испытаний, снижение по сравнению с базовым значением на 0,1 кгс/см2 по окончании испытаний. Увеличение мощности двигателя - на 1,6%. Снижение расхода топлива - на 5,1%. Ухудшение токсичности по усредненному показателю - на 10,5%. Изменение размера деталей - слабый износ поршневых колец. Изменение давления масла - в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 11,2%.
• Что не понравилось?
Зольные отложения на свечах и выпускных клапанах, выраженные аномалии сгорания на режимах больших нагрузок. А зола - это снижение эффекта и рост износов по мере наработки двигателя с присадкой.
• Общее мнение о результатах испытаний
Заявленные обещания в целом подтвердились - это следует отметить, но вот зола в цилиндрах - лишний абразив…
Гель-ревитализант для бензиновых двигателей «ХАДО» Производитель – ООО «ХАДО»,
Харьков, Украина
• Способ применения
Вводится в свежее масло.
• Что обещано
Снижение износов, оптимизация мощности, уменьшение расхода топлива, более мягкий пуск.
• Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем в пределах погрешности замера. Увеличение мощности двигателя на 1,1%, изменение расхода топлива в пределах погрешности измерения. Уровень токсичности практически сохранился. Существенное ухудшение СН было компенсировано улучшением показателей по окислам азота. Изменение размера деталей - не обнаружено. Изменение давления масла - в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 13,7%.
• Что не понравилось?
На конечной стадии испытаний наблюдались - неустойчивая работа на режимах малых нагрузок, обеднение смеси на номинальных режимах. Причина - осаждение частиц дисульфида молибдена на поверхностях дозирующих элементов карбюратора. После продувки карбюратора работа двигателя восстанавливалась.
• Общее мнение о результатах испытаний
Хороший антизадирный препарат, но чреватый своей способностью осаждаться и там, где надо, и там, где не надо. Для «лечения» применять не стоит, а вот «супердрайверам», насилующим двигатель на форсированных режимах, он может помочь.
Активный реметаллизант «Ресурс» Производитель – компания «ВМП-Авто»,
Санкт-Петербург, Россия
• Способ применения
Вводится в свежее масло.
• Что обещают
Снижение угара масла, восстановление компрессии, продлевает срок службы двигателя, снижает его шумность.
• Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем по всем цилиндрам - на 0,4 кгс/см2. Снижение мощности двигателя -на 2,1%. Увеличение расхода топлива - на 6,8%. Нарушения в работе свечей зажигания (изоляторы покраснели). После замены свечей изменения мощности и расхода топлива оказались в пределах погрешности измерения. Выраженное улучшение токсичности по усредненному показателю - в основном за счет резкого снижения выхода окислов азота при одновременном ухудшении выхода СН. Изменение размера деталей - не обнаружено. Изменение давления масла -в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 6,3%.
Что не понравилось?
Характерные налеты и отложения в камере сгорания, нарушения в работе свечей.
• Общее мнение о результатах испытаний
Свечи погибли явно из-за препарата, не зря на Западе металло-содержащие присадки не жалуют. Та же участь может ожидать нейтрализаторы и датчики кислорода.
Синтетический кондиционер металлов 2-го поколения SMT-2 Производитель – SMT Performance Products, Inc, USA
• Способ применения
Добавление в заданной пропорции в моторное масло. При смене масла - повторное добавление.
• Что обещано?
Увеличение мощности, облегчение пуска двигателя, увеличение интервалов между регулировками, уменьшение шума в салоне, уменьшение температуры и темпа загрязнения двигателя. Снижение расхода топлива до 10%, расхода масла на угар, увеличение срока службы масла до 30%, снижение затрат на регулировку цепи и клапанов, увеличение срока службы в 2-2,5 раза. Снижение токсичности выхлопа, продление периода «малой токсичности», уменьшение засорения окружающей среды.
• Что получили при испытаниях? Рост компрессии в среднем - на 0,2 кгс/см2. Изменение мощности двигателя - в пределах погрешности измерения. Изменение расхода топлива - в пределах погрешности измерения. Изменение токсичности по усредненному показателю - в пределах погрешности измерения. Изменение размера деталей - не обнаружено. Снижение давления масла на 17% до замены фильтра, сохранение давления в пределах погрешности измерения - после замены. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 8,8%.
• Что не понравилось? Замечаний нет.
• Общее мнение о результатах испытаний
Ни лучше, ни хуже практически не стало.
Ремонтно-восстановительная присадка «RENOM Engine»
Производитель – компания «Лаборатория триботехнологий»,
Зеленоград, Россия
• Способ применения
Добавление в заданной пропорции в свежее моторное масло.
• Что обещано?
Увеличение срока службы двигателя, восстановление изношенных пар трения двигателя, повышение компрессии в цилиндрах до 5%, увеличение эффективной мощности до 3%, снижение расхода топлива до 3%, снижение мощности механических потерь до 6%.
• Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем по всем цилиндрам на 0,3 кгс/см2 в середине цикла испытаний, снижение по сравнению с базовым значением на 0,1 кгс/см2 по окончании испытаний. Увеличение мощности двигателя - на 1,6%. Снижение расхода топлива - на 5,1%. Ухудшение токсичности по усредненному показателю - на 10,5%. Изменение размера деталей - слабый износ поршневых колец. Изменение давления масла - в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 11,2%.
• Что не понравилось?
Зольные отложения на свечах и выпускных клапанах, выраженные аномалии сгорания на режимах больших нагрузок. А зола - это снижение эффекта и рост износов по мере наработки двигателя с присадкой.
• Общее мнение о результатах испытаний
Заявленные обещания в целом подтвердились - это следует отметить, но вот зола в цилиндрах - лишний абразив…
Антифрикционная присадка в масло Liqui Moly Производитель –компания «Liqui Moly»,
Германия
• Способ применения
Вводится в свежее масло.
• Что обещано
Снижение износов, оптимизация мощности, уменьшение расхода топлива, более мягкий пуск.
• Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем в пределах погрешности замера. Увеличение мощности двигателя на 1,1%, изменение расхода топлива в пределах погрешности измерения. Уровень токсичности практически сохранился. Существенное ухудшение СН было компенсировано улучшением показателей по окислам азота. Изменение размера деталей - не обнаружено. Изменение давления масла - в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 13,7%.
• Что не понравилось?
На конечной стадии испытаний наблюдались - неустойчивая работа на режимах малых нагрузок, обеднение смеси на номинальных режимах. Причина - осаждение частиц дисульфида молибдена на поверхностях дозирующих элементов карбюратора. После продувки карбюратора работа двигателя восстанавливалась.
• Общее мнение о результатах испытаний
Хороший антизадирный препарат, но чреватый своей способностью осаждаться и там, где надо, и там, где не надо. Для «лечения» применять не стоит, а вот «супердрайверам», насилующим двигатель на форсированных режимах, он может помочь.
Реметаллизатор двигателя Metalyz-6 Производитель – ACTEX INTERNATIONAL, Швейцария
• Способ применения
Вводится в свежее масло.
• Что обещают
Снижение угара масла, восстановление компрессии, продлевает срок службы двигателя, снижает его шумность.
• Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем по всем цилиндрам - на 0,4 кгс/см2. Снижение мощности двигателя -на 2,1%. Увеличение расхода топлива - на 6,8%. Нарушения в работе свечей зажигания (изоляторы покраснели). После замены свечей изменения мощности и расхода топлива оказались в пределах погрешности измерения. Выраженное улучшение токсичности по усредненному показателю - в основном за счет резкого снижения выхода окислов азота при одновременном ухудшении выхода СН. Изменение размера деталей - не обнаружено. Изменение давления масла -в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода -на 6,3%.
Что не понравилось?
Характерные налеты и отложения в камере сгорания, нарушения в работе свечей.
• Общее мнение о результатах испытаний
Свечи погибли явно из-за препарата, не зря на Западе металло-содержащие присадки не жалуют. Та же участь может ожидать нейтрализаторы и датчики кислорода.
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.
Скайп dronho1