kds » 02 дек 2010, 07:21
VAG-com (VCDS). Что это?
Примечание
Наверное, надо было сразу сказать. Выше и ниже имеется в виду тестирование автомобилей VAG, начиная где-то 1995/1996 и по нынешнее время. В этот период котроллеры поддерживают диагностические протоколы KWP 1281 и KWP2000.
KWP2000 - относительно новый протокол, применяемый в системах управления, начиная где-то с 2001-2002 годов. «За скобкам» остались блинк-коды и L-линия в более старых системах и CAN-bus в самых новых.
Протоколы KWP 1281 и KWP2000 ныне наиболее актуальны и поддерживаются программами VAG-COM и VAG-Check.
Контроллеры, функции и группы.
Когда начинаешь разбираться с диагностическими процедурами, начинается каша из «адресов», «функций», «групп», «блоков» и прочих всевозможных цифр с названиями. Поэтому лучше сразу внести ясность.
Во время любой диагностики происходит движение по вот такому «дереву»:
1) Устанавливается связь с одним из контроллеров (одновременно с несколькими нельзя). Инициализация связи обычно занимает несколько секунд. Контроллер выбирается либо готовой кнопкой (пунктом меню) в программе, либо прямым введением его адреса в программе или диагностическом приборе.
2) После установления связи можно выполнить одну из нескольких стандартных функций. Функции для всех контроллеров одинаковые и имеют свои номера и названия (стандартизованы). Их разберем отдельно, но условно их можно разбить на три вида:
а) Динамическое чтение одновременно многих данных, поступающих от контроллера. Данные представляются в виде пронумерованных групп (блоков). Обратите внимание, что эти группы могут обзывать по-всякому - «нулевой блок данных», «измерительный блок 004», «третья группа». Не путайте с функциями и их номерами.
Можно одновременно читать значения сразу нескольких групп (до 4 сразу). Это единственное, что можно делать одновременно.
б) Чтение одного значения. Просто отдельное чтение одного из параметров. Наверное, придумано для индикаторных приборов.
в) Функция выполняет некие специфические действия. Тут надо поосторожнее, иначе можно «напрограммировать» что попало. Далее с ними разберемся. С каждой функцией тут надо обращаться по своей инструкции (индивидуальной для конкретного автомобиля).
Получается даже не дерево, а куст.
Как известно, куст - это пучок веток, растущих из одного места.
В данном случае, так оно и есть.
Обратите внимание, что для перехода на какую-то «ветку» этого куста, нужно две или три цифры:
1) Адрес контроллера
2) Номер функции
3) Номер блока (группы) - только при чтении данных.
Важно: Эту схему навигации нужно помнить при чтении мануалов, хелпов и факов, иначе легко запутаться - имеет место чехарда с терминами. Например, слово «блок» применяется и для названия контроллера, и для блока данных.
Контроллеры.
Каждый контроллер, доступный для компьютерной диагностики, имеет свой адрес. Адреса лежат в диапазоне от 1 до 127 (в основном используют шестнадцатеричную нумерацию 01..7F). (Вроде бы как в новых, самых «нафаршированных» машинах этот диапазон расширен.)
Вот некоторые «типичные» адреса (Hex):
01 - Двигатель (ECU)
02 - АКПП
03 - ABS
08 - климат-контроль
15 - Подушки безопасности
17 - Панель приборов
25 - Иммобилайзер
Полный перечень «узаконенного» соответствия адрес/система мне не встречался. Я так и не понял, насколько стандартизовано такое соответствие адресов, т.е. нигде не написано, что на любой машине по адресу 75 лежит либо «вызов аварийной службы», либо ничего. Может быть, поэтому VAG-COM на всякий случай пишет на кнопке не только наименование системы, но и адрес, который вызывается, например: "41- Diesel Pump". Кроме того, обычно в программах предусмотрен ввод адреса вручную.
Для установления связи с конкретным контроллером, программе нужен всего лишь его адрес. Если по данному адресу контроллера нет, то попытка будет неудачной. В VAG-COM используется интересное интерфейсное решение - от версии к версии растет количество закладок, утыканных кнопками, соответствующих каким-то контроллерам. Я не удивлюсь, если в версии 6.0 будет 11 закладок по 12 кнопок, и еще парочка дополнительных, - для новых «фаэтонов». Введение адреса вручную всё же предусмотрено.
Тут есть одна заковыка: контроллер эйрбэгов. На каких-то там машинах, какого-то там года, контроллер эйрбегов портился при попытке установить связь. Поэтому ваг-ком выбрасывает предупреждение на 15й адрес. В этом предупреждении всё и написано - год, и на каких моделях.
Если уж осваивать компьютерную диагностику своего авто, то неплохо было бы для начала знать, какие контроллеры каких систем доступны.
Как узнать, какие контроллеры, и по каким адресам имеются на вашем авто?
Есть два варианта - попробовать потыкать во все похожие кнопки, ориентируясь на комплектацию своего авто, ну или воспользоваться «автоматическим» поиском контроллеров в VAG-COM («Control Module Finder»). Этот «искатель» тупо перебирает адреса 01..7F, пытаясь установить связь по каждому из адресов. Запустив поиск, можете смело идти гулять на часик, а то и больше. Правда, диапазон поиска можно сузить, если задать начальный и конечный адрес вручную. Наверное, это сделано для того, чтобы можно было разбить процедуру на два раза по полчаса . А еще для того, чтобы юзер мог поупражняться в шестнадцатеричном счислении: граничные адреса надо вводить именно в таком формате.
В общем, ели вы дождетесь конца этой процедуры, то в конце получите список всех найденных контроллеров, с их номерами (важный идентификатор, типа код детали), их адресами, наименованиями протоколов, по которым прошла связь, версиями прошивки контроллера (это иногда бывает нужно при уточнении всяких параметров), а также словами, которыми сам контроллер себя обзывает (типа «Radio bla-bla-bla»). В общем, увидите сами. Списочек сохраните. Можно распечатать, можно в файл.
Первое, для чего он понадобится, - это составить свой перечень для «автосканирования» «Auto-Scan». Это тоже такая «автоматизация» - по заранее определенному перечню адресов, VAG-COM устанавливает связь с контроллерами и опрашивает их на предмет ошибок. Список результатов выводится колбасой на экран. В общем, полезная вещь. Воткнулись, нажали «Auto-Scan», быстренько проведали всех, справились о здоровье, а дальше уже по ситуации..
Список адресов для «Auto-Scan» лежит в файле AutoScan.txt, в нём же инструкция по формату строки. Ваши строчки должна выглядеть примерно так (до первой запятой типа предполагается номер платформы, потом название, потом перечисление адресов):
01, Мая мафынка,01,17,25
02, Памойка саседа, 01,02,03,06,08,15,16,17,18,34,35,36,37,45,55,56,57,67,75,76,77
теперь в списке меню «Auto-Scan» появятся строчки «01, Мая мафынка» и «02, Памойка саседа». И при выборе одной из них, пойдет перебор по тем адресам, что перечислены в строке.
Примечание: В сети попадаются жалобы, типа того, что программа «находит» двигатель, а с климат-контроль «не видит», хотя он точно есть. Это значит, где-то глюк. Скорее всего, самодельный адаптер кривоват. Можно делать отдельные попытки связи с контроллером, задав индивидуальные параметры связи.
В программе VAG-Check c адресами туговато. Даже вручную нельзя вводить. Можно только редактировать файл Menu.txt, где нужно добавлять адреса с подписями. Тогда они появятся в меню после запуска программы. В исходном файле есть только двигатель, доска приборов, и климат.
Разобравшись с ассортиментом котроллеров на своей машине, и их адресами, можно смело переходить «индивидуальной работе» с ними. А «индивидуальная работа» - это выполнение функций.
Работа с контроллером. Функции.
ECU (Engine Control Unit) - пожалуй, самый главный контроллер. В нем наиболее полно представлены все возможные функции. Так что разбираться лучше на его примере.
(Кстати, ECU не везде есть, - на простых дизелях отсутствует за ненадобностью, есть только блок Diesel Pump (41 адрес), который подруливает EGR и еще там чем-то).
Итак, перечень функций с номерами:
01 - идентификация
02 - список ошибок (Fault Codes)
03 - тест исполнителей (Output Tests)
04 - базовые установки (Basic Settings)
05 - стирание ошибок
06 - конец связи
07 - кодирование (Recode)
08 - блок измерений (Measuring Blocks)
09 - одиночное чтение (Single Reading)
10 - адаптация (Adaptation)
11 - логин (Login)
15 - готовность (Readiness)
Часть из них нас не интересует.
Не интересуют следующее:
«01 - идентификация» выполняется автоматом при установлении связи с контроллером, и программа выводит полученную «визитку» контроллера на экран.
«06 - завершение связи» - необходима для корректного завершения сеанса связи. Тоже автоматом выполняется программой диагностики. В VAG-COM - при выходе из меню работы с контроллером (Close Controller, Go Back), а в VAG-Check - в пункте меню Disconnect. Не забывайте делать это, если решили завершить сеанс.
«09 - одиночное чтение (Single Reading)» - чтение одиночного параметра. Практического смысла не вижу. Примеров использования не встречал. Единственное применение, как я и говорил выше - на примитивных индикаторных приборах.
«15 - готовность (Readiness)» - просто выводит статусные биты, отражающие «готовность» ряда систем. Это дань ODB-2 и совершенно бесполезна для диагностики. Может не поддерживаться контроллером.
Следующие функции будут использоваться:
(перечисляются в порядке убывания по частоте использования)
«02 - список ошибок (Fault Codes)» - Перво-наперво нужна. При вызове этой функции, контроллер передает список кодов ошибок, хранящихся в его памяти. Если ошибки еще не прочитаны во время сканирования "Auto-Scan", то можно вызвать эту функцию отдельно, при работе с конкретным контроллером. Об ошибках потом поговорим отдельно, как и о следующей функции:
«05 - стирание ошибок» - стирает коды ошибок из памяти контроллера.
04 - базовые установки (Basic Settings) и 08 - блок измерений (Measuring Blocks) делают одно и то же. Это потоковое чтение данных. Другие функции действуют «одноразово», а тут передача данных происходит до тех пор, пока контроллер не получит команду завершения.
Какие данные мы можем получить? Во-первых, практически всё, что получает контроллер «извне». Т.е. показания различных датчиков, органов управления, и пр. Например, можно получить от ECU показания датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика давления во впускном коллекторе, положение педали акселератора, и т.д. Во-вторых, некоторые расчетные параметры, которые контроллер «вычислил» для данных условий. Например, ECU двигателя TDI показывает расчетный момент начала впрыска. Или, например, «duty cycle», который ECU задает какому-нибудь исполнителю, который выражается в скважности управляющего сигнала для какого-то клапана.
Обе функции совершенно бесполезны, если не иметь конкретной информации по решению конкретной задачи. Простой пример типичного использования: проверка показаний расходомера воздуха, - нужно знать примерные цифры на разных режимах, знать, в каком поле и при каких условиях их читать. Если показания сильно отличаются от правильных, расходомер следует заменить.
Данные выводятся по группам (блокам) - см. рис. выше. В нулевом (000) блоке данных выводятся сразу десять значений, наиболее значимых для работы контроллера. По остальным группам - не более четырех значений. Можно читать сразу несколько блоков. Выбор блока (группы) для чтения осуществляется при помощи интерфейса программы (полем ввода для его номера). Всего может быть до 255 блоков, но обычно это десяток-другой. Одни и те же параметры могут неоднократно дублироваться в разных блоках.
Важно! Нулевой блок стоит особняком - цифры в нем выводятся «как есть», во внутренней «системе исчисления». Чтобы получить понятное значение, нужно преобразовать его по специальной «формуле». Например, обороты двигателя выводятся в числах 25..300, чтобы получить обороты в минуту, нужно эту цифру умножить на 20. Температура вычисляется хитрее - обратно пропорциональная зависимость. Обычно к этим цифрам просто привыкаешь, зная ориентиры. В остальных блоках данные выводятся в нормальном представлении - в градусах, барах, процентах, и т.д.
Вывод данных (что выводится, в какой группе, в каком поле) для каждого контроллера индивидуально. Неплохую подсказку по данным своего авто (в основном, это касается двигателя) можно получить в лейбл-файле VAG-COM. Зная номер контроллера, буквенное обозначение своего двигателя, можно отыскать соответствующий .lbl-файл и просмотреть его в любом текстовом редакторе. Очень часто в примечаниях и комментариях содержится полезная информация: какие значения в каких полях, и какими они должны быть. Если подходящего lbl-файла нет, можно посмотреть аналоги. Ну, а наиболее полные и достоверные данные, - только в документации.
В чем же отличие блоков 04 (Basic Settings) и 08 (Measuring Blocks)?
04 (Basic Settings) - специальный сервисный режим. Он необходим для проверки изначальных параметров, исходных настроек. Своего рода «полное расслабление», - ничем не шевелим, ничего не включаем, никаких вмешательств, которые могут заставить контроллер что-либо регулировать, корректировать, и пр. Контроллер старается ничего не делать, этого же ожидает от человека.
Например, для проверки ряда параметров ECU применяется 04 функция, и при этом нужно выполнить ряд условий:
- прогретый двигатель >80 град. (при непрогретом двигателе ECU вынужден что-то корректировать),
- холостой ход (ведь параметры на оборотах, - это уже то, что «приплюсовано» к изначальным значениям),
- отсутствие ошибок в памяти (ECU может вносить поправки для компенсации ошибки).
На двигателях TDI в режиме 04 (Basic Settings) проверяется момент начала впрыска.
Функция 04 (Basic Settings) не может использоваться в динамике, на оборотах, в движении.
А вот режим измерений 08 (Measuring Blocks) не имеет таких ограничений. Он используется для свободного чтения параметров под нагрузкой, в движении, и пр. Функцией 04 (Basic Settings) следует пользоваться только для специальных сервисных процедур (проверок), функцией 08 (Measuring Blocks) во всех прочих случаях, для свободного наблюдения.
Программы VAG-COM и VAG-Check позволяют визуализировать поток данных в виде графика. Ничего особенного. Иногда удобно. Для двигателей TDI примочка программы VAG-COM под названием «TDIGraph» визуализирует момент впрыска и рисует границу допустимого диапазона.
«03 - тест исполнителей» (Output Tests) - при вызове этой функции активизируется специальная программа, зашитая в контроллере. Основной смысл этой программы - при помощи человека проверять работоспособность тех систем и узлов, которые не имеют обратной связи, и об исправности которых контроллер не может «догадаться».
Например, ECU двигателя TDI при запуске этого теста действует примерно по такому сценарию, пошагово выполняя цепочку следующих действий:
Программа выводит на экран надпись - название тестируемого узла. Первым обычно идет клапан, регулирующий момент начала впрыска. Двигатель в этот момент должен работать на холостом ходу. ECU с периодичностью около 1с подает и отключает напряжение на этот клапан. Человек в это время должен слышать характерно изменяющийся звук работы двигателя. Если звук не изменяется - система неисправна. Для перехода к следующему узлу нажимаем кнопку типа «Следующий» (Next). Далее - система EGR, похожий тест. Потом идет отсечной клапан - машина должна заглохнуть. Потом проверяются парочка электромагнитных клапанов, которые должны клацать, потом щелкает реле свечей накала, потом моргает лампа свечей накала, и на этом тест завершается.
Важно: 1) нельзя проводить тест на ходу 2) надо довести его до конца.
Программа тестирования может отличаться для разных машин, и для разных версий контроллера. Проведение этого теста бессмысленно, если не знаешь, что где и как должно всё происходить. Нужен мануал, или чья-то подсказка.
Итак, у нас остались 07 - кодирование (Recode), 10 - адаптация (Adaptation) и 11 - логин (Login).
Логин (11) требутся для того чтобы делать некоторые вещи в 10(Adaptation) и 07(Recode). Своего рода пароль от неквалифицированного вмешательства. Ну и, как водится, все пароли знает каждая собака . В 07 и 10 функции не следует лезть без точной информации. Перед тем, как внести изменения, запишите предыдущее значение. Используются функции нечасто, так что я на них задерживаться не буду. Всё, что нужно, будет записано в описании процедуры в документации. Для примера приведу пару известных мне применений:
1) в ECU двигателя TDI корректируется количество впрыскиваемого топлива. Допустимый диапазон там широк, но иногда требуется для уменьшения вибраций на холостом ходу, а также после серьезных ремонтов, замен форсунок, и пр.
2) Установка/сброс «напоминалок» про замену масла и других ТО (insp) в приборной доске.
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.
Скайп dronho1