Поршни современных двигателей работают в очень тяжелых условиях: высокие газовые и инерционные нагрузки, носящие близкий к ударному характер, высокие температурные нагрузки, большие переменные скорости движения при наличии несовершенной смазки, и как следствие всего этого, большие силы трения и значительный износ поршня и цилиндра. Современные лидеры автомобильного рынка постоянно совершенствуют надежность и долговечность поршней – добавляя новые конструкционные элементы и экспериментируя с материалами. В связи с этим конструкция поршней современных автомобилей имеете очень сложную форму для того что бы, эта важнейшая деталь выполняла свои функции максимально долго.
Основным назначением поршня является:
Образование вместе со стенками цилиндра и поверхностью камеры сгорания пространства переменного объема, в котором совершаются рабочие процессы двигателя, и обеспечение герметичности этого пространства с помощью поршневых колец.
Передача воспринимаемого поршнем давления газов шатуну.
Обеспечение возможно меньшего количества воспринимаемого днищем поршня тепла от газов.
Передача боковых усилий от шатуна к стенкам цилиндра.
Обеспечение максимально лучшего отвода тепла, воспринятого от газов, и тепла от трения к стенкам цилиндра , а так же воздуху и масляному туману в пространстве под днищем.
Открытие и закрытие окон в двухтактных двигателях с щелевым газораспределением и во всех двигателях с щелевым газораспределением и всех двигателях с золотниковым гильзовым газораспределением.
В настоящее время в подавляющем большинстве случаев поршни автомобильных двигателей изготавливают из высокотехнологичных алюминиевых сплавов, в редких случаях их чугуна и еще реже из сплавов на магниевой основе и из стали.
К современным поршням предъявляются следующие требования:
Высокая прочность конструкции поршня
Минимальный вес поршня для уменьшения потерь по мощности
Поддержание оптимальной температуры эксплуатации
Уменьшение шумности при работе двигателя
Устойчивость к заклиниванию при нарушении температурного режима
Износостойкость
долговременное поддержание функциональных параметров двигателя.
Предельное уменьшение выброса вредных веществ.
В современной практике получили широкое распространение следующие конструкционные элементы:
Упрочняющая вставка для поршневого кольца (как правило самого высоко-нагруженного : верхнего–компрессионного) предотвращающая ускоренный износ поршня в этом месте и как следствие потерю требуемой герметичности камеры сгорания.
Нанесение продольных и поперечных разрезов на юбке поршня. Разрезы обеспечивают минимальный зазор между поршнем и стенкой цилиндра в непрогретом двигателе и предотвращают заклинивание поршня при его нагревании.
Заливка попрек бобышек поршня пластин из углеродистой стаи или сплавов никеля. Эти пластинки связывают рабочие части юбки поршня и верхнюю часть поршня. Вследствие этого расширение юбки поршня значительно уменьшается, что в конечном итоге ведет к уменьшению износа вследствие трения.
Наличие полостей для охлаждения маслом на внутренней части поршня. Это позволяет значительно увеличивать срок службы поршня, для высоко нагруженных двигателей.
Применение высоко технологичных покрытий обеспечивающих равномерный износ, а так же различные виды термообработки, повышающих долговечность поршня.
Сложная форма камеры сгорания поршня , позволяющая обеспечивать оптимальное наполнение камеры сгорания рабочей смесью.