Дефектовка двигателя: шатуны

Модераторы: Чивас, stas, Мановар

Дефектовка двигателя: шатуны

Сообщение kds » 26 сен 2009, 21:42

Дефектовка двигателя: шатуны

При разборке и ремонте двигателя механики редко обращают внимание на шатуны, полагая, что с ними ничего случиться не может. Однако это не так: выход из строя шатунов может привести к тяжёлым последствиям, вплоть до разрушения мотора. Итак, на что надо обратить внимание.

Дефект 1. Износ и задиры на рабочей поверхности нижней головки шатуна.

Причины:

Длительная работа двигателя.
Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
Примечание.
Указанные причины непосредственно на шатуны не влияют. Но они приводят к износу шатунных шеек коленвала и шатунных вкладышей, а это, в свою очередь, вызывает повышенные нагрузки на нижнюю головку шатуна. В критических случаях шатунные вкладыши могут провернуться в нижней головке шатуна. Всё вышесказанное ведёт к нарушению геометрии нижней головки шатуна.
Проверку размеров шатуна следует выполнять так: ставим на место нижнюю крышку шатуна и затягиваем крепёжные болты предписанным моментом. С помощью индикаторного нутромера промеряем нижнюю головку в разных плоскостях и сравниваем полученные данные с размерами, предписанными производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных допусков, то нижнюю головку шатуна необходимо отремонтировать.
N.B. Крышки шатунов не взаимозаменяемы.


Действия:

Ремонт нижней головки шатуна. В некоторых случаях - замена шатунов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка и при необходимости ремонт системы охлаждения. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.


Дефект 2. Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна.

Причины:

Длительная работа двигателя.
Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
Засорение масляных каналов в теле шатуна.
Неправильная установка втулки верхней головки шатуна.
Несоблюдение натяга при установке поршневого пальца в верхнюю головку шатуна (только для шатунов с прессовой посадкой поршневого пальца).
Примечание.
Вышеперечисленные причины актуальны для шатунов с плавающей посадкой поршневого пальца, то есть на те, где в верхнюю головку установлена втулка под поршневой палец.
N.B. При ремонте нижней головки шатуна и замене втулки верхней головки шатуна обязательно обеспечение одинакового межосевого расстояния между верхней и нижней головкой на всех шатунах.

Действия:

Ремонт верхней головки шатуна путем установки новой втулки. В некоторых случаях - замена шатунов. Для шатунов с прессовой посадкой пальца - замена шатунов! Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.


Дефект 3. Изгиб и скручивание стержня шатуна.

Причины:

Большой пробег двигателя.
Гидроудар или попадание каких-либо предметов в цилиндры двигателя.
Действия:

Замена шатунов. При наличии подобных повреждений шатуны, как правило, не ремонтируются.
Примечание.
Для проверки деформации шатунов существуют специальные приспособления. Проверить геометрию шатунов можно на станке для расточки шатунов, а так же воспользовавшись лекальной линейкой или поверочной плитой.


Дефект 4. Износ или разрушение резьбы на болтах крепления нижних крышек шатунов.

Причины:

Неправильная затяжка крепёжных болтов.
Перегрев двигателя.
"Стук" шатунных подшипников.
Действия:

Замена шатунных болтов и гаек. Строгое соблюдение предписанного момента затяжки.


Дефект 5. Разрушение резьбы в крепёжных отверстиях.

Причины:

Неправильная затяжка крепёжных болтов.
Перегрев двигателя.
"Стук" шатунных подшипников.
Действия:

Изношенная или разрушенная резьба ремонту не подлежит. Замена шатуна.


Дефект 6. Трещины в шатуне.

Причины:

Часть причин, приводящих к появлению трещин, перечислена выше, в пункте 1.
Гидроудар или попадание в цилиндр посторонних предметов.
Действия:

При наличии трещин шатуны ремонту не подлежат.
Примечание:
Определить наличие трещин можно визуально. Но в большинстве случаев трещины в шатуне приводят к его разрушению во время работы, что ведёт к тяжелым последствиям для мотора, вплоть до его разрушения.

Дополнения.

После ремонта шатуны должны быть тщательно промыты и продуты сжатым воздухом для удаления загрязнений.
При замене хотя бы одного шатуна необходимо взвесить его и путем снятия металла с приливов на нижней крышке и самом шатуне подогнать массу так, что бы разница в комплекте для одного мотора не превышала указаний завода-изготовителя. Как правило, данные показатели не должны превышать: для легковых двигателей - 4 г; для грузовых двигателей - 15 г.
опубликовано в журнале "Правильный Автосервис", №7(41)/2008
Фото 1
Проверка геометрии шатуна
Фото 2
Расточка верхней головки шатуна
Фото 3
Расточка втулки верхней головки шатуна
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.

Скайп dronho1
Аватар пользователя
kds

 
Сообщений: 16584
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 17:06
Откуда: Донбасс

Re: Дефектовка двигателя: шатуны

Сообщение kds » 26 сен 2009, 22:02

фото 4
Ремонт нижней головки шатуна
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.

Скайп dronho1
Аватар пользователя
kds

 
Сообщений: 16584
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 17:06
Откуда: Донбасс


Вернуться в Техническая библиотека

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3