Дефектовка деталей привода газораспределительного механизма

Модераторы: Чивас, stas, Мановар

Дефектовка деталей привода газораспределительного механизма

Сообщение kds » 26 сен 2009, 21:15

Дефектовка деталей привода газораспределительного механизма
Часть I

В предыдущих материалах мы рассказывали о дефектовке основных деталей двигателя. Многие сочли бы, что на этом можно и завершить наш цикл статей. Но любой профессионал скажет: детали привода газораспределительного механизма сбрасывать со счетов нельзя - без них мотор никогда не заработает. Именно они синхронизируют движение поршней и вращение коленвала с положением кулачков распределительного вала (или валов) и открытием или закрытием клапанов. Если данные детали неисправны, то в лучшем случае мотор просто не заработает, а в худшем... Загнутые клапана и развалившиеся поршни - еще не все возможные поломки.

Прежде чем взяться за описание надо сделать пару уточнений. Во-первых, на моторах встречается разное расположение распредвала:

распредвал находится в блоке цилиндров и приводит клапана через толкатели, штанги и коромысла (как это сделано на старых Волгах или УАЗах). Такую схему принято обозначать английской аббревиатурой OHV;
распредвал установлен в головке блока и приводит клапана через промежуточное звено: коромысла или цилиндрические толкатели (эта схема известна по моторам автомобилей ВАЗ: "классики" или "восьмерки"). Такую схему обозначают аббревиатурой OHC, а если распредвалов два - DOHC.
Во-вторых, для привода распредвалов применяют три типа передач:

шестеренчатые, обычно парой зубчатых колес, но бывают такие передачи и с большим количеством шестерен;
цепные: две, три и даже более, звездочки соединены приводной цепью. Кроме этих элементов здесь есть так называемые натяжители (для поддержания постоянного натяжения цепи) и успокоители (препятствуют вибрациям).
передача зубчатым ремнем. Принципиальная схема такого типа привода подобна цепному с той разницей, что цепь заменена плоским резиновым армированным ремнем с зубьями на внутренней стороне, а звездочки гораздо шире цепных. Самое существенное отличие этого привода - работа "всухую", то есть без смазки - попадание моторного масла на ремень обычно приводит к фатальным последствиям.
Итак, начнем с толкателей, поскольку они есть практически во всех типах привода. Кстати говоря, толкатели тоже можно разделить на две группы: механические и гидравлические. Первые представляют собой цельную деталь, вторые - сложный и весьма "нежный" узел.


Дефект 1. Сильный износ, задиры и царапины на боковой поверхности толкателя или гидрокомпенсатора.

Причины:

Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.
Применение некачественного или грязного масла.
Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива) и, как следствие, разжижение масла.
Сборка двигателя без соблюдения требований по чистоте собираемых деталей.
Действия:

Замена толкателей или гидрокомпенсаторов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Примечание: Иногда, при сильном износе толкателей, происходит и повреждение посадочных мест под них в головке блока. Практически всегда это требует замены головки блока, поскольку нормально отремонтировать ее невозможно. В редких случаях возможна установка ремонтных толкателей, с увеличенным наружным диаметром. Для этого растачиваются посадочные места под толкатели.

Дефект 2. Износ (выработка и раковины) на торцевой поверхности толкателя.

Причины:

Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.
Неверно установленные фазы газораспределения.
Большой пробег двигателя (выработка ресурса).
Действия:

Замена толкателей или гидрокомпенсаторов. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт или замена других деталей газораспределительного механизма.


Дефект 3. "Стук" гидрокомпенсаторов.

Причины:

Применение некачественного или грязного масла.
Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива) и, как следствие, разжижение масла.
Сборка двигателя без соблюдения требований по чистоте собираемых деталей.
Большой пробег двигателя (выработка ресурса).
Действия:

Замена гидрокомпенсаторов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка и при необходимости ремонт системы питания. Проверка и при необходимости ремонт системы охлаждения.
Примечание: Кратковременный "стук" гидрокомпенсаторов при запуске двигателя не следует считать неисправностью.
Дефект 4. Повреждения (износ и деформация) толкающих штанг привода клапанов.

Причины:

Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.
Дефекты гидрокомпенсаторов.
Неверно установленные фазы газораспределения.
Разрушение цепи, зубчатого ремня или шестерен привода распредвала.
Действия:

Замена толкающих штанг. Проверка и при необходимости замена или ремонт других деталей газораспределительного механизма.
Примечание: Подобные повреждения, как правило, происходят при соударении поршней с клапанами. Поэтому необходима дефектовка и других деталей газораспределительного механизма, а также поршней.


Дефект 5. Повреждения (износ, деформация или поломки) коромысел привода клапанов. Износ втулок коромысел.

Причины:

Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.
Дефекты гидрокомпенсаторов.
Дефекты и повреждения других деталей привода клапанов.
Неверно установленные фазы газораспределения.
Разрушение цепи, зубчатого ремня или шестерен привода распредвала.
Большой пробег двигателя (выработка ресурса)
Действия:

Замена коромысел. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей газораспределительного механизма. Изношенные втулки можно заменить, при условии что прочие элементы коромысла находятся в работоспособном состоянии.


Дефект 6. Повреждения оси коромысел. Износ втулок коромысел.

Причины:

Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.
Дефекты гидрокомпенсаторов.
Дефекты и повреждения других деталей привода клапанов.
Неверно установленные фазы газораспределения.
Применение некачественного или грязного масла.
Большой пробег двигателя (выработка ресурса).
Действия:

Замена оси коромысел. Изношенные втулку можно заменить, при условии что прочие элементы коромысла находятся в работоспособном состоянии. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей газораспределительного механизма.
Повреждения и дефекты цепей, зубчатых ремней, шестерен и сопутствующих деталей мы рассмотрим в следующей части этой статьи.

Материал подготовлен экспертной группой фирмы "Механика"

опубликовано в журнале "Правильный Автосервис"
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.

Скайп dronho1
Аватар пользователя
kds

 
Сообщений: 16584
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 17:06
Откуда: Донбасс

Вернуться в Техническая библиотека

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4