Дефектовка двигателя: распределительный вал (валы)
Среди деталей двигателя именно распределительный вал (иначе его ещё называют кулачковым валом) является своеобразным "диспетчером" - он отвечает за порядок и продолжительность открывания клапанов. Если распредвал окажется сильно изношенным, двигатель не будет развивать полную мощность. А выход распредвала из строя, как правило, приводит к дорогому ремонту, вплоть до замены головки блока, клапанов и даже ремонта блока цилиндров. Грамотная дефектовка распределительного вала сбережёт немало времени и сил при ремонте.
Дефект 1. Сильный износ, задиры и царапины на поверхностях опорных шеек распределительного вала.
Причины:
Работа двигателя с недостаточным давлением в системе смазки.
Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.
Работа двигателя на некачественном масле.
Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива), приводящее к разжижению масла.
Работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
Работа двигателя на грязном масле.
Большой пробег двигателя.
Действия:
Капитальный ремонт двигателя. Замена распределительного вала. В некоторых случаях - шлифовка шеек распределительного вала в ремонтный размер и установка утолщённых (ремонтного размера) вкладышей или втулок. Проверка посадочных мест под распределительный вал в головке блока цилиндров или в блоке цилиндров. В некоторых случаях - ремонт посадочных мест под распредвал. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Дефект 2. Сильный износ и задиры на рабочих поверхностях кулачков распределительного вала.
Причины:
Работа двигателя с недостаточным давлением в системе смазки.
Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.
Работа двигателя на некачественном масле.
Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива), приводящее к разжижению масла.
Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
Работа двигателя на грязном масле.
Большой пробег двигателя.
Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.
Дефекты гидрокомпенсаторов.
Дефекты и повреждения деталей привода клапанов (толкателей, штанг, коромысел).
Неверно установленные фазы газораспределения.
Действия:
Замена распределительного вала. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт клапанного механизма. Замена гидрокомпенсаторов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Дефект 3. Прогиб распределительного вала.
Во всех вышеизложенных случаях обязательно проверяйте изгиб распределительного вала. Распределительный вал укладывается на призмы, установленные на металлической плите. С помощью стрелочного индикатора, установленного на стойке, проверяем прогиб опорных шеек, вращая распред вал рукой. Изгиб не должен превышать: для легковых моторов 0,05 мм; для грузовых моторов 0,1 мм. При большем прогибе распредвал подлежит замене!
Дефект 4. Трещины распредвала.
Причины:
Попадание в цилиндр посторонних предметов.
Разрушение ремня или цепи привода газораспределительного механизма.
Неверно установленные фазы газораспределения.
Действия:
При наличии трещин распределительный вал ремонту не подлежит! Замена распредвала.
Примечание: Как правило, в результате описанных причин происходит соударение поршней и клапанов. Через детали привода клапанов энергия ударов передается распредвалу, что может привести к образованию трещин. В большинстве случаев трещины приводят к поломке распредвала прямо во время работы двигателя.
Дефект 5. Выработка и царапины на поверхности под сальники распределительного вала.
Причины:
Длительная работа двигателя.
Попадание посторонних частиц в моторное масло.
Неаккуратное обращение с распредвалом при замене сальников на двигателе.
Действия:
При наличии незначительных царапин возможна шлифовка поверхностей под сальники. При наличии незначительной выработки устанавливаются новые сальники с небольшим осевым смещением. В противном случае - замена распредвала.
Дефект 6. Разрушение шпоночных пазов и посадочных мест под установочные штифты, а также под шкивы или шестерни привода распредвала.
Причины:
Неправильная затяжка болтов, крепящих шкивы или шестерни.
Биение шкивов или шестерён.
Последствия аварии, при которой произошла деформация моторного отсека.
Действия:
Замена распредвала.
Дефект 7. Разрушение резьбы в крепёжных отверстиях.
Причины:
Неправильная затяжка крепёжных болтов.
Действия:
Замена распредвала.
опубликовано в журнале "Правильный Автосервис", №7(41)/2008